Изучение_ученой_общественностью_финно-угорского_наследия_Костромского_E2ZLlRs.pdf (Монография представляет собой комплексное исследование деятельности ученой общественности в отношении изучения и распространения исторических знаний о финно-угорском культурном наследии Костромского края в период XIX – первой трети XX вв, в исследовании впервые изучаются основные направления этой деятельности и представляются её результаты. Дана периодизация деятельности ученой общественности, зафиксирована динамика её развития в разные исторические периоды, рассмотрено организационное оформление этой деятельности, определен вклад отдельных исследователей и организаций в целом в популяризацию культурного наследия края, оценены труды учёных-краеведов в от-ношении изучения финно-угорской культуры древних финно-угорских народов, прожи-вавших на территории Костромского края., 24.10.2023 17:18)
Изучение_финно-угорского_наследия_Костромского_края._Шарабариной_С._Г..pdf (Данная работа представляет собой диссертационное исследование. Предмет изучения - исследование финно-угорского культурного наследия учёными историками-краеведами XIX – первой трети XX вв. Деятельность научных краеведческих обществ, учёных архивных комиссий, археологических областных съездов по изучению истории Костромского края., 24.10.2023 17:23)
Вскрытие_мощей_Сергия_Радонежского..._Майорова_Н.С..pdf (Статья посвящена одному из элементов антирелигиозной политики советской власти – кампании по вскрытию мощей почитаемых Русской церковью святых. Власти возлагали на кампанию большие надежды. Предполагалось, что с ее помощью будет, во-первых, раскрыт «вековой обман» верующих священнослужителями феноменом якобы «нетленных мощей», во-вторых, нанесен серьезный удар по престижу Церкви и влиянию духовенства, что в конечном итоге обусловит крах религии в Советской России. Кампания по вскрытию мощей представляла собой грубое вмешательство во внутрицерковные дела, вопреки декретируемым принципам отделения церкви от государства и невмешательства государства в религиозную деятельность церкви. Попытки главы Русской православной церкви обратиться к рассудку и здравомыслию руководителей государства и не допустить кощунственных действий, успехом не увенчались. При Костромском губисполкоме была создана ликвидационная комиссия, которая 2 июля 1921 г. вскрыла частицы мощей в храме Скоропослушницы Свято-Троицкого монастыря. Вскрытие было проведено в присутствии верующих с. Телякова Яхнобольской волости., 24.10.2023 17:28)
Государственно-церковные_отношения_в_1917-1929гг._Майорова_Н.С..pdf (Русская православная церковь (РПЦ) в начале ХХ в. сохраняла устойчивые позиции официальной церкви. Православие имело статус государственной религии, что определяло ее особое преимущественное положение в стране, где свобода совести и вероисповедания только намечалась в программе будущих преобразований. В церковно-административном плане РПЦ делилась на округа – епархии, в числе которых епархии Верхнего Поволжья – Владимирская, Костромская и Ярославская – занимали особое место., 24.10.2023 17:29)
Деятельность_власти_по_насаждению_раскола_в_верхневолжских_епархиях.__UaLIZOZ.pdf (Неудачи в постановке дела агитационно-пропагандистской работы вернули партийные и государственные органы к тактике внутреннего раскола Русской Православной Церкви. Политбюро видело две возможные альтернативы: или однопланово-репрессивное подавление «церковного сопротивления» чекистско-военными методами, или определенный компромисс с лояльными к власти церковными иерархами. Власти понимали, что высшее духовенство могло бы быть использовано с целью организации раскола и окончательного уничтожения Церкви. 5 октября 1922 г. в Костроме под председательством архиепископа Костромского и Галичского Серафима состоялось собрание духовенства и мирян по вопросу о церковном обновлении и расколе. Примечателен тот факт, что товарищем председателя был избран некто Кардобовский, характеризуемый как «вождь местной церковной реакции, сплачивающий вокруг себя всех противленцев обновленческому движению»., 24.10.2023 17:34)
Местная_власть_и_сектантские_организации_Костромской_губернии._Майорова_Н.С..pdf (Взаимоотношения с сектантскими организациями составляли одно из главных направлений политики советского государства в религиозном вопросе. Советская власть дала старообрядчеству и сектантству некоторые послабления, рассматривая их в качестве временного союзника в борьбе с РПЦ. На территории Костромской губернии широкое распространение имело старообрядчество – поповцы, беспоповцы, австрийцы, поморцы, федосеевцы, бегуны, а также секты – христиан-евангелистов, толстовцев, трезвенников и др. Идеология сект имела значительные расхождения, хотя и базировалась на Евангелии. Больше, чем другие, старообрядцы вели культовую деятельность в многочисленных моленных, в том числе открытых и на средства богатых и влиятельных купцов-старообрядцев., 24.10.2023 17:38)